Все мы
пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери
Для проведения мониторинга системы экологического
воспитания мы выбрали смешанную модель, которая предполагает влияние предметной
составляющей на воспитательный процесс, основу которого составляют
метапредметные навыки и умения. Мы считаем, что экологическое воспитание должно
обязательно формироваться посредством преемственности в обучении,
последовательности формирования экологического мировоззрения, стержнем которого
должна быть научная практико-ориентированная исследовательская деятельность. Мы
ставим цель: подготовить детей к необходимому для полноценной жизни в 21 веке
эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически
грамотному поведению в нем.
Учитывая, что важнейшим фактором
воспитания является преемственность мы прежде всего создали методический кейс
учителей начальной школы, который включает использование вопросов
экологического воспитания на уроках русского языка, чтения, математики (тексты
диктантов и заданий, задачи, кроссворды, поговорки, пословицы, загадки в
экологическим наполнением), технологические карты предмета «Окружающий мир» с
экологической направленностью.
В основной школе учителя
естественно-научных дисциплин разрабатывают такие же технологические карты.
С целью формирования научного
мировоззрения и навыков исследовательской деятельности урочная и внеурочная
работа способствует формированию навыков самообразования, в том числе учителя
физики, химии, биологии, географии в своей работе используют технологию ТОГИС,
в работе летнего пришкольного лагеря для 5-8 классов используется
ТРИЗ-технология.
Воспитательные мероприятия в школе в
форме акций, проектов или КТД, многие из них являются школьной традицией:
«Посади калину», «Сбереги первоцветы», «Вместо елочки – букет», Дни здоровья и
туризма, проекты «Школьный дворик», «Моя любимая клумба», «Зеленая школа»,
проект «Зеленый мониторинг».
Мониторинг экологического воспитания по
нашему мнению должен состоять из предметной составляющей (статистические данные
предметов естественно-научного цикла) и количественных метапредметных
показателей: сформированность самообразовательных навыков, универсальных
учебных действий, участие в кружках дополнительного образования экологической
направленности, уровня воспитанности, рейтинг участия классов в природоохранных
акциях, проектах, мероприятиях, результаты анкет, опросников. Проведение
мониторинга экологического воспитания по нашему мнению целесообразно проводить
в два этапа: «Вход» в сентябре-октябрь и «Выход» в апреле-мае.
На
данном этапе подготовлен инструментарий диагностики экологической культуры учащихся,
родителей и готовности педагогов к осуществлению эколого-педагогической
деятельности.
1. Диагностика экологической культуры учащихся
1.1.
Недописанные тезисы:
§ На выявление индивидуального смысла о природе, ее
компонентах, взаимодействии человека и природы, экологических проблемах;
§ На выявление отношения к природе, понимания
многосторонней ценности природы;
§ На выявление мотивов экологической деятельности,
отношения к природе;
§
На выявление индивидуального смысла о
экологической культуре человека, компонентах экологической культуры;
1.2.
Методика «Ранжирование»:
§ Экологическая культура;
§ Экологическая деятельность;
§ Отношение к природе;
§ Ценность природы;
§ Интерес к природе;
§ Экологические знания.
1.3.
Анкеты учащихся
§ На определение уровня экологической культуры
подростков;
§ На выявление интереса к экологическим проблемам,
уровня экологических знаний;
§ Отношение к природе и ее охране;
§ Комплексная анкета по выявлению состояния
экологической культуры учащихся.
1.4.
Анкеты педагогов
§ На сколько лично ваше поведение экологично?
§ Ваше мнение о взаимосвязи экологической культуры и
этнопедагогики.
1.5.
Тесты
§ Природа и я;
§ Мое отношение к природе;
§ Проективный тест (характер действий учащихся в той или
иной ситуации, непосредственно связанной с природой);
§ Ситуативный тест (выявление уровня развития
экологического сознания, ценностных экологических ориентаций;
§ «Экологическая этика» (выявление знаний о правилах и
нормах поведения в природе;
§ Эколого-психологический тест «Развитость моего
экологического сознания»;
§ Эколого-психологический тест «Моя установка по
отношению к природе».
1.6.
Тематика экологических
сочинений-миниатюр.
1.7.
Социометрия.
С целью правильного и всеобъемлющего подхода к мониторингу системы экологического воспитания в школе педагогическим коллективом школы подготовлены локальные документы, определяющие цели, задачи и направления деятельности:
Комментариев нет:
Отправить комментарий