Мониторинг системы "Экологическое воспитание"


Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери

Для проведения мониторинга системы экологического воспитания мы выбрали смешанную модель, которая предполагает влияние предметной составляющей на воспитательный процесс, основу которого составляют метапредметные навыки и умения. Мы считаем, что экологическое воспитание должно обязательно формироваться посредством преемственности в обучении, последовательности формирования экологического мировоззрения, стержнем которого должна быть научная практико-ориентированная исследовательская деятельность. Мы ставим цель: подготовить детей к необходимому для полноценной жизни в 21 веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.
Учитывая, что важнейшим фактором воспитания является преемственность мы прежде всего создали методический кейс учителей начальной школы, который включает использование вопросов экологического воспитания на уроках русского языка, чтения, математики (тексты диктантов и заданий, задачи, кроссворды, поговорки, пословицы, загадки в экологическим наполнением), технологические карты предмета «Окружающий мир» с экологической направленностью.
В основной школе учителя естественно-научных дисциплин разрабатывают такие же технологические карты.
С целью формирования научного мировоззрения и навыков исследовательской деятельности урочная и внеурочная работа способствует формированию навыков самообразования, в том числе учителя физики, химии, биологии, географии в своей работе используют технологию ТОГИС, в работе летнего пришкольного лагеря для 5-8 классов используется ТРИЗ-технология.
Воспитательные мероприятия в школе в форме акций, проектов или КТД, многие из них являются школьной традицией: «Посади калину», «Сбереги первоцветы», «Вместо елочки – букет», Дни здоровья и туризма, проекты «Школьный дворик», «Моя любимая клумба», «Зеленая школа», проект «Зеленый мониторинг».
Мониторинг экологического воспитания по нашему мнению должен состоять из предметной составляющей (статистические данные предметов естественно-научного цикла) и количественных метапредметных показателей: сформированность самообразовательных навыков, универсальных учебных действий, участие в кружках дополнительного образования экологической направленности, уровня воспитанности, рейтинг участия классов в природоохранных акциях, проектах, мероприятиях, результаты анкет, опросников. Проведение мониторинга экологического воспитания по нашему мнению целесообразно проводить в два этапа: «Вход» в сентябре-октябрь и «Выход» в апреле-мае.
На данном этапе подготовлен инструментарий диагностики экологической культуры учащихся, родителей и готовности педагогов к осуществлению эколого-педагогической деятельности.
1.     Диагностика экологической культуры учащихся
1.1.         Недописанные тезисы:
§  На выявление индивидуального смысла о природе, ее компонентах, взаимодействии человека и природы, экологических проблемах;
§  На выявление отношения к природе, понимания многосторонней  ценности природы;
§  На выявление мотивов экологической деятельности, отношения к природе;
§  На выявление индивидуального смысла о экологической культуре человека, компонентах экологической культуры;
1.2.         Методика «Ранжирование»:
§  Экологическая культура;
§  Экологическая деятельность;
§  Отношение к природе;
§  Ценность природы;
§  Интерес к природе;
§  Экологические знания.
1.3.         Анкеты учащихся
§  На определение уровня экологической культуры подростков;
§  На выявление интереса к экологическим проблемам, уровня экологических знаний;
§  Отношение к природе и ее охране;
§  Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся.
1.4.         Анкеты педагогов
§  На сколько лично ваше поведение экологично?
§  Ваше мнение о взаимосвязи экологической культуры и этнопедагогики.
1.5.         Тесты
§  Природа и я;
§  Мое отношение к природе;
§  Проективный тест (характер действий учащихся в той или иной ситуации, непосредственно связанной с природой);
§  Ситуативный тест (выявление уровня развития экологического сознания, ценностных экологических ориентаций;
§  «Экологическая этика» (выявление знаний о правилах и нормах поведения в природе;
§  Эколого-психологический тест «Развитость моего экологического сознания»;
§  Эколого-психологический тест «Моя установка по отношению к природе».
1.6.         Тематика экологических сочинений-миниатюр.
1.7.         Социометрия.
С целью правильного и всеобъемлющего подхода к мониторингу  системы экологического воспитания в школе  педагогическим коллективом школы подготовлены локальные документы, определяющие цели, задачи и направления деятельности:



Комментариев нет:

Отправить комментарий